В. И. Дубровский лечебная физическая культура 2-е издание, стереотипное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник - страница 40

^ ГЛАВА XVII. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ)


Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.

Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармоничности.

Очень велико воздействие на детей и подростков социальной среды. Это и здоровье родителей, и особенности течения беременности матери, родов и раннего развития малыша, домашние условия, микроклимат в семье, организация занятий физкультурой, отдых, санитарно-гигиенические условия в школе, ПТУ, дошкольных учреждениях и т.д.

Сегодня в школах, гимназиях и лицеях большой процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, нарушения зрения, функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты, болезни сердечно-сосудистой системы и т.п.

Характер патологических отклонений зависит от возраста детей. У детей 2—4 лет в основном выявляются обратимые сдвиги функционального характера.

Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4—7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, болезни кожи, желудочно-кишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства.

Выделяют следующие группы здоровья: группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют; группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью; группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.

Комплексную оценку состояния здоровья дает врач-педиатр. Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.

Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.

Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.

Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.

Формы проведения физических занятий с детьми

1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.

2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.

3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.

4. 5—6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь—декабрь, январь—февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.

5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).


^ Организация физического воспитания школьников

с ослабленным здоровьем


Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной часть работы врача-педиатра и учителя физкультуры.

Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.

Все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

К основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями при недостаточном физическом развитии.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.

Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.

Общие рекомендации

по физическому воспитанию школьников

Основная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.

Подготовительная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.

Специальная медицинская группа. 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.

Следует отметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятии физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.

Организация систематических занятий физкультурой требует проведения ряда практических мероприятий. Во-первых, преподавателю физкультуры нужно иметь полное представление о болезни школьника, знать его функциональные возможности, физическое развитие и подготовленность для того, чтобы подобрать нужные упражнения и правильно дозировать нагрузку. Во-вторых, проводить с такими детьми регулярные занятия и постоянно прививать им любовь к физкультуре и спорту. В-третьих, вести наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме каждого школьника под влиянием физических упражнений. В-четвертых, обучать детей простым приемам самоконтроля и готовить их к самостоятельным занятиям в домашних условиях.

^ Заболевания и сроки возобновления занятий физкультурой


Специальные медицинские группы комплектуются из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения (дети, которые имеют те или иные выраженные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы: первичные или вторичные, на почве того или другого хронического заболевания или остаточных явлений после перенесенного острого заболевания). В эту группу входят школьники, больные ревматизмом в период ремиссии, если после очередной атаки прошло 6—12 мес, при нормальной картине крови и хороших объектвных данных; дети после миокардита в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями; школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца; дети с повышенным АД.

В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из-за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и отсутствии физической подготовки, острых желудочно-кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через 5—6 месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

К этой же группе относят школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из-за дефектов ОДА, анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов; имеющие остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника II—III степени.

К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями (очаговая инфекция ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др.). Особенно распространен хронический тонзиллит (20—40% учащихся), кариес зубов — почти 90% и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции, естественную сопротивляемость инфекциям. Дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

Хронический тонзиллит сказывается и на работоспособности школьников во время учебных занятий, так как интоксикация ведет к снижению функциональных возможностей таких систем организма, как сердечно-сосудистая, симпато-адреналовая, а также крови, почек, печени и др. Дети с хроническими очагами инфекции создают «контингент риска» в отношении развития ревматизма, поражения почек, желудочно-кишечного тракта и многих хронических заболеваний.

При формировании специальных медицинских групп следует руководствоваться табл. 7.


Таблица 7


^ Примерные показания для определения медицинской группы

при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков


Заболевание, его форма и стадия

Медицинская группа

Занятия ЛФК




основная

подготови-тельная

специальная

1

2

3

4

5

Поражение









миокарда









а) выздорав-

ливающие

после перене-

сенного ревм.

миокардита

При хорошем

состоянии здо-

ровья через

2 года после

приступа

Не ранее чем

через год, при

отсутствии

клинических

признаков болезни

Не ранее, чем

Назначается в

остром периоде и в первые

месяцы после

окончания

острого приступа

через 8—10

мес. по окончании приступа









б) миокардио-

При хорошем

Не ранее чем

С начала посе-

В больнице

дистрофия

состоянии через

1 год после

через 6 мес.,

щения школы

и в домашних



при отсутствии



условиях



болезни

клинических









признаков

болезни













Врождённые





При отсут-

ствии гемоди-

намических

расстройств

В ранние

пороки сердца





сроки

без цианоза








Послеопераци-





При успеш-

До и после

онный период





ном занятии

операции







ЛФК в тече-









ние года



Хроническая

пневмония

При ремиссии

более 1 года



Через 1—2 мес. после лечения

Через 1—2 мес.

после обострения

В течение 1—

2 мес. после

заболевания



Бронхиальная

Через 2 года

после послед-

него приступа

при хорошем

состоянии

Не ранее чем

Если приступы не чаще

При частых

астма

через 1 год

приступах



после приступа

1—2 раз в год





















Продолжение табл. 7


1

2

3

4

5

Операции на

легких





Через 1 год после операции

при нормаль-

ном течении

послеопера-ционного периода

Через 4—6 мес.

В раннем пос-



после операции

леоперационном периоде



при нормаль-



ном течении





послеопераци-





онного периода



Туберкулез

легких

При отсутст-

вии дыхатель-

ной недоста-

точности, ин-

токсикации

При благопри-

При благопри-

ятном течении,

при дыхатель-

ной недоста-

точности I ст.

Решается ин-

дивидуально



ятном течении



заболевания

Хронический



При общем хорошем состоянии

При отсутст-

При нерезко

гастрит, колит



вии обостре-

выраженной





ний в течение

интоксикации







6 мес.

и признаках









истощения

Язвенная бо-





Не ранее чем

Вне обостре-

лезнь желудка





через 1 год после

окончания

ния, при от-

и 12-перстной





сутствии кро-

кишки





лечения

вотечения, болей

Гемофилия,







Может быть

болезнь Верльгофа







назначена при







очень легкой









форме

Хронический





Вне периода

При компен-

пиелонефрит





обострения и

сированной







при отсутствии

почечной







изменений в

функции







сердце



Эндокринные



Назначается

при легких и

незначитель-ных нарушениях

При умеренно

выраженных

нарушениях,

при недоста-

точной массе

тела

При резких

заболевания



нарушениях с

(диабет, ожи-



первых дней

рение)











Отставание в

развитии



Когда показатели роста и

массы тела

ниже возраст-

ных стандар-

тов

При показате-

лях роста и

массы тела

значительно

ниже возраст-

ных стандар-

тов

В ранние сроки











































Окончание табл. 7


1

2

3

4

5

Грыжа паховая,

бедренная,

аппендицит

Не ранее чем

через полгода

после лечения

В течение

полугода после возобновления

занятий

В течение по-

В раннем после-

операционном периоде

лугода после

операции









Переломы

костей

Не ранее чем

через полгода

Через полгода

после операции



В течение по-

лугода после

операции



С первых дней после операции

(наложения

гипсовой по-

вязки)









Сколиозы и

При наруше-





При сколиозе

нарушения

ниях осанки







осанки









Врожденные и

При отсутствии

При нерезко

выраженных

нарушениях

двигательной

функции, не

ранее через год

занятий в спец. группе

Решается ин-

При сущест-

венных нару-

шениях двига-

тельных функций

приобретенные

нарушения

дивидуально

деформации

двигательных



ОДА

функций

































Параличи, парезы,

ДЦП,

полиомиелит





Решается индиви-

дуально в связи с клиникой и

характером изменений

мышечной сис-

темы

Рекомендуется

с первых дней































Хронические

При отсутствии

существенных

нарушений но-

сового дыхания

При умерен-

ных наруше-

ниях носового

дыхания

При частых

В стационаре

болезни дыхания

обострениях



хронических





заболеваний



Хронический

отит с перфорацией

барабанной перепонки

Противопоказано плавание,

При отсутствии

При гнойных

процессах



После операции



нарушений

прыжки в воду

функции слуха

















Близорукость

Менее +3 или

Менее +3 или

+7 и более





—3 без коррекции зрения

—3 с

коррекцией зрения













Учебная нагрузка, особенно физические нагрузки вызывают значительно большие изменения работоспособности у школьников с отклонениями в состоянии здоровья, чем у здоровых школьников. Например, дети, больные ревматизмом, в 2 раза чаще пропускают занятия по причине недомогания, головных болей, болей в области сердца, при обострении ревматизма. Поэтому детям с хроническими заболеваниями в общеобразовательной школе необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение учебной нагрузки, ЛФК по специальной программе. Для данной группы школьников необходимы обязательная ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий в школе, закаливающие процедуры. Между уроками следует проводить физкультпаузы по 2—3 мин, прогулки на свежем воздухе на большой перемене и прогулки, если ребенок находится в группе продленного дня, организация подвижных игр.

Как лечебно-оздоровительный фактор — 56-разовое питание школьников, а также освобождение их от факультативных занятий. Учащихся этой категории освобождают от экзаменов согласно приказу Министерства здравоохранения и образования РФ № 120/813 от 3.08.1981 г.

Комплектование специальных медицинских групп осуществляется врачом-педиатром. Основанием для включения в специальную медицинскую группу являются то или иное заболевание, как правило хроническое, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции и другие критерии.

Специальные медицинские группы комплектуются по характеру заболевания:

заболевания сердечно-сосудистой системы;

заболевания эндокринной системы;

заболевания пищеварительной, эндокринной систем и нарушение обменных процессов;

заболевания и повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата;

заболевания органов зрения и слуха;

заболевания мочевыделительной системы;

заболевания ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).

В некоторых школах практикуют совместные занятия школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учениками основной и подготовительной групп. Такие уроки малоэффективны, так как нездоровые дети малоподвижны, не решаются выполнять ряд упражнений, стесняются и т.п.

Есть школы, где такие дети просто присутствуют на уроках физкультуры. Это недопустимо. Занятия со специальной медицинской группой следует проводить отдельно, чтобы щадить психику детей и избегать излишнего напряжения.

Специальные медицинские группы для занятий физкультурой комплектуются с учетом возраста и состояния здоровья, независимо от заболевания.

В односменных школах занятия в специальных медицинских группах планируются после уроков, а в двусменных — между сменами. Численность группы не более 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю (но физиологически обоснованы ежедневные занятия по 3545 мин, или 35 раз в неделю).

При определении школьников в специальную медицинскую группу врач-педиатр ставит в известность преподавателя физкультуры о недостатках в физическом развитии и состоянии здоровья ученика, а также рекомендует, какие виды физических упражнений и в какой дозировке будут ему полезны и необходимы. При таком подходе количество детей в специальной медицинской группе в каждой школе будет незначительным.

Полное освобождение школьников от занятий физкультурой может носить только временный характер. Освобожденными могут быть дети, не посещающие школу из-за значительных патологических отклонений в здоровье, обучающиеся дома.

Временное освобождение от занятий или их ограничение бывают необходимыми после перенесения острых и обострения хронических заболеваний. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяются строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма школьника. В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний пользуются ориентировочной схемой (табл. 8).

Таблица 8

^ Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний


Заболевание

Прошло с начала посещения школы после болезни

Примечание

Ангина

2—4 недели

В последующие период





Избегать переохлаждений





(плавание, лыжи и др.)

Бронхит, ОРВИ

1—3 недели



Отит острый

2—4 недели



Пневмония

1—2 месяца



Плеврит

1—2 месяца



Грипп

2—4 недели



Острые инфекционные

1—2 месяца

При удовлетворительных

результатах функциональной пробы

сердца

заболевания







Острый пиелонефрит

2 месяца

Избегать переохлаждения





(плавание и др.)

Гепатит вирусный

8—12 месяцев



Аппендицит (после

1—2 месяца



операции)





Переломы костей

1—3 месяца



Сотрясение мозга

2 месяца и более



^ Лечебно-оздоровительные мероприятия у больных детей

и детей из группы риска


Основной принцип здравоохранения — предупреждение заболеваний, то есть превентивные мероприятия. Особенно это относится к детям из группы риска. Важно как можно раньше выявить патологическое состояние и устранить его. Наблюдение ведется не только за больными детьми, но и за теми, кому угрожает развитие патологических состояний. Их относят к группе риска.

Особое значение придается диспансеризации детей, ибо истоки всех болезней взрослых следует искать в их детстве.

Диспансерному наблюдению подлежат школьники со следующими патологиями: заболевания сердечно-сосудистой системы; хронические неспецифические заболевания органов дыхания, а также реконвалесценты (выздоравливающие) после острой пневмонии; хронические заболевания ЛОР-органов; хронические и острые заболевания мочевыводящей системы; хронические заболевания пищеварительного тракта; заболевания крови; эндокринологические заболевания; патология зрения (близорукость и др.); заболевания и врожденные дефекты опорно-двигательного аппарата; отклонения в нервно-психической сфере; реконвалесценты и часто болеющие дети с пониженной работоспособностью и отстающие в физическом развитии.

Диспансерное наблюдение детей школьного возраста ведет участковый педиатр совместно со школьным врачом, медсестрой, психологом. В «Медицинской карте ребенка № 026/Ц» предусмотрена специальная графа, в которой отмечается необходимость диспансерного наблюдения, сроки проводимых осмотров и динамика течения процесса, рекомендованные лечебно-оздоровительные мероприятия. В конце года врач-педиатр в кратком эпикризе отмечает динамику заболеваний, количество рецидивов и их остроту. Далее составляется план лечебно-оздоровительных мероприятий на следующий год.

При острых заболеваниях ребенок обычно находится на лечении в стационаре (в больнице). После проведенного лечения его выписывают домой под наблюдение участкового врача-педиатра. Дети посещают школу с освобождением от уроков физкультуры в зависимости от заболевания (травмы).

Физическое воспитание учащихся в специальных медицинских группах имеет следующие задачи:

улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни;

повышение физической работоспособности;

снятие утомления и повышение умственной работоспособности;

воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой, то есть ведение здорового образа жизни.

Эффективность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от систематичности занятий (3—5 раз в неделю), адекватности нагрузок, сочетания физических нагрузок с закаливанием, диетой и другими методами.

Основными средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения.

В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем средней. Контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по ЧСС, ЧД, самочувствию, переносимости нагрузок.

Основой тренировочного процесса для кардиореспираторной системы являются циклические упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА — плавание, тренажерные занятия, упражнения с гимнастической палкой, мячами, эластичными бинтами, у гимнастической стенки и др.

Схема урока состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание и продолжительность частей урока зависит от характера заболевания, его течения и частоты обострений, возраста и пола ребенка. Вводная часть включает общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег, дыхательные упражнения; основная часть — общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег, дыхательные упражнения; основная часть — специфические упражнения для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть — дыхательные упражнения, ходьбу, упражнения на релаксацию, воспитание правильной осанки, упражнения на растягивание соединительно-тканных образований и аутотренинг.

Дважды в год в школе проводится консервативное лечение детей, больных хроническим тонзиллитом (промывание лакун, смазывание гланд раствором Люголя, полоскания, УФ-облучение гланд, кварцевание стоп и витаминизация, особенно витамином С). Для детей с гастроэнтерологией организуется диетическое питание. Это особенно важно для школьников, если они находятся в группе продленного дня.

Врач-педиатр решает вопрос о возможности проведения закаливающих процедур, занятиях оздоровительной физкультурой. После перенесенных острых заболеваний ЛОР-органов, легких дети полностью освобождаются от уроков физкультуры на определенный срок.

Правильно организованные занятия физкультурой и закаливание способствуют восстановлению здоровья ребенка, повышают защитные силы организма, улучшают функциональное состояние, настроение.

Принципы диспансерного наблюдения определяются болезнью (травмой) и особенностями течения патологического процесса.


4967867002062185.html
4967967820715419.html
4968021269056028.html
4968143984852194.html
4968242560067123.html