Курс экономической теории учебник Издание 4-е, дополненное и переработанное Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н - страница 34


Источник: Вопросы экономики. 1997. № 11. С. 81.

На первый взгляд, положение России по сравнению с другими странами не дол­жно было вызывать особых опасений. Особенно, если принять во внимание, что критическими, или пороговыми, для внешних займов являются следующие циф­ры: отношение долга к ВВП не выше 80% (по Маастрихтским критериям не выше 60%, как отмечалось ранее); долг к экспорту - не более 200%; отношение стоимо­сти обслуживания внешнего долга к экспорту - не более 15-20%. Но данные более

32

498

Глава 22

позднего периода говорят нам, что Россия уже приблизилась по первому показате­лю (на середину 1998 г.) к уровню 50%. Заметим, что приведенные в таблице циф­ры отражают то обстоятельство, что перед внешними кредиторами Россия осуще­ствляла обслуживание внешнего долга со значительным отставанием от графика; помимо этого, в 1996 и 1997 г. соглашения с Лондонским и Парижским клубами кредиторов предоставили России выгодные условия реструктуризации внешнего долга. Тем не менее, как показали события 1998 г., российская экономика все в большей степени была вынуждена работать на обслуживание как внешнего, так внутреннего долга, что. в конечном счете, при вел о страну к острейшему экономи­ческому кризису.

Таким образом, проблемы государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий внутренних и внешних за­имствований как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Пос­леднему аспекту уделяется особое внимание в следующем параграфе.

§ ^ 10. Теорема эквивалентности Рнкардо-Барро

Пока было в моде кейнсианство, считалось, что бюджетные дефициты и накапливающийся государственный долг «не так страшны, как их малю­ют». Но в 1970-1980-х гг., когда обострились проблемы бюджетных дефи­цитов во многих западных странах, увеличились темпы прироста государ­ственной задолженности и т. п., вновь в экономической науке повысился интерес к краткосрочным и, особенно, долгосрочным последствиям госу­дарственной задолженности и экспансионистской фискальной политики.

Отражением этих теоретических дискуссий является известная теорема эквивалентности Рикардо, нередко называемая теоремой эквивалентно­сти Рикардо-Барро.

Итак, когда государство проводит стимулирующую фискальную поли­тику, оно может снизить налоги при постоянных государственных расхо-1 Примечательно, что сам Д.Рикардо не формулировал в современном се виде теорему эквивалентности. Это сделал американский экономист Роберт Барро ш Гарвардского универ­ситета в 1974 [". Многие источники подчеркивают, что сам Рикардо расценивал рассматривае­мую нами далее теорему как сомнительную (см. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М., Инфра-М, 1997. С. 436.) Вообще здесь мы сталкиваемся с любопытной про­блемой нюнимии, \. е. практикой присвоения той или иной теории имени создавшего ее уче­ного. Известный историк экономической мысли М.Блауг приводит любопытные сведения: «...как ни странно, в результате этой практики открытие почти всегда связывается не с тем, с кем надо. Так.... у Роберта Гиффена мы не найдем формулировки парадокса Гиффена. Френ­сис Эджуорт не рисовал «коробки Эджуорта». Эрнст Энгель не чертил кривых Энгеля. Валь-рас не формулировал закон Вальраса...Артур Пигу не является автором эффекта Пигу и т. д. Стиглер даже сформулировал «закон эпонимии Стиглера», который гласит: «Ни одно научное открытие не носит имя своего истинного автора». (См. Блауг М. Экономическая мысль в рет­роспективе. М., «Дело». 1994. С. 524, примечание).

^ Налогово-бюджетная система

499

дах. Какое влияние окажет эта мера на потребление, инвестиции и нацио­нальные сбережения? Экономисты, обеспокоенные накапливанием государ­ственной задолженности (их называют сторонниками традиционной точки зрения на государственный долг), обращали внимание на следующее: в краткосрочном плане снижение налогов приведет к росту потребительских расходов и, следовательно, снижению национальных сбережений; рост ставки процента, вызванный обострением конкуренции со стороны инвес­торов за сбережения, приведет к снижению инвестиций; в открытой эконо­мике приток иностранного капитала вследствие роста ставки процента по­влечет за собой рост обменного курса национальной валюты, а, значит, сни­жение конкурентоспособности отечественных товаров. В долгосрочном пла­не сокращение национальных сбережений приведет к уменьшению накоп­ленного капитала и снижению объема национального продукта.

Таким образом, экспансионистская фискальная политика снижения нало­гов может привести к тому, что жизнь нынешнего поколения может улучшить­ся из-за увеличения располагаемого дохода и роста потребления, но бремя нынешнего бюджетного дефицита ляжет на плечи будущих поколений.

Американский экономист Роберт Барро предложил иной подход. По его мнению, фискальная экспансия не оказывает сколько-нибудь значительно­го влияния на текущее потребление. Да, действительно, снижение налогов, например, паушального налога (т. е. одинакового для всех домашних хо­зяйств) при неизменных государственных расходах увеличивает государ­ственный долг (накапливаются бюджетные дефициты). Но потребление за­висит не только от текущего дохода. Если даже снизятся налоги, то населе­ние не обязательно увеличит потребление и снизит сбережения. Ведь граж­дане понимают: сегодня снижение налогов обернется их повышением зав­тра. Следовательно, экономические агенты, прогнозируя свое будущее, не уменьшат сбережения при снижении налогов, а будут копить деньги, остав­ляя их потомству: ведь именно оно будет платить налоги в последующие годы. Вот почему, как комментируют иногда экономисты концепцию Бар-ро, детям оставляют наследство.

Если же рассмотреть стимулирующую налогово-бюджетную политику с другой стороны - как увеличение государственных расходов, финансируе­мых за счет государственной задолженности - то вывод будет тем же. Ин­формированные граждане, по мнению Барро, воспринимают государствен­ные расходы следующим образом: их финансирование происходит за счет роста государственной задолженности (размещения облигаций). А это мож­но рассматривать как налоги, которые мы платим сегодня или будем пла­тить завтра: долг надо обслуживать и погашать. Следовательно, опять мож­но предположить, что текущее потребление не увеличится, несмотря на

32*

500

Глава 22

увеличение государственных расходов, так как люди дальновидны и будут копить на будущее, учитывая необходимость выплаты налогов будущими поколениями.

Учитывая все вышеизложенное, можно отметить, что согласно подходу Барро, государственный долг нельзя рассматривать как богатство частного сектора (вспомним, что об этом шла речь ранее, в § 9 настоящей главы, ког­да обязательства государства в руках частных лиц были представлены как их активы).

Итак, мы можем сформулировать рикардианское равенство, или тео­рему эквивалентности Рикардо-Барро: финансирование государствен­ных расходов за счет долга равно финансированию государственных расходов за счет налогов.

Теорема эквивалентности Рикардо-Барро построена при определенных допущениях, которые необходимо еще раз подчеркнуть: во-первых, люди обладают абсолютным предвидением будущего налогового бремени, т. е. рациональны настолько, что способны дисконтировать ценность сегодняш­них налогов и налогов, уплачиваемых в будущем. Во-вторых, предполага­ется, что люди принимают решения в условиях бесконечного периода пла­нирования. В-третьих, во внимание принимается случай единовременного или фиксированного налогообложения (паушальный налог), которое, по крайней мере, теоретически, не вызывает искажения стимулов хозяйствен­ной деятельности.

Оппоненты рикардианского равенства обращают внимание на то, что несоблюдение этих допущений нарушает теорему эквивалентности. Непол­ная рациональность, ограниченный горизонт планирования потребительс­ких расходов домашними хозяйствами (люди - не бессмертные особи) и существующая на практике прогрессивная система налогообложения учи­тываются в многочисленных эмпирических исследованиях, посвященных теореме эквивалентности Рикардо-Барро. Отсутствие бесспорных эмпи­рических доказательств правоты подхода Барро, однако, не делает его взгляды теоретически менее интересными. В экономической науке суще­ствует множество гипотез и концепции, которые фигурируют в много­численных изданиях учебного и научного характера, несмотря на то, что они не выдержали эмпирической проверки на их абсолютную достовер­ность: эффект Гиффена, «ликвидная ловушка» (см. Приложение 2 к настоя­щей главе) и многие другие. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро важна и интересна прежде всего тем, что обращает внимание на проблемы межвременного выбора в процессе потребления и связи между нынешним и будущими поколениями налогоплательщиков, а эта тема всегда будет акту­альна, особенно в странах, сталкивающихся с долгосрочной государствен­ной задолженностью.

^ Налогово-бюджетная система

501

Основные понятия:

Налогово-бюджетная политика Государственный бюджет Налогово-бюджетный (фискальный федерализм) Налогообложение Принцип получаемых благ Принцип платежеспособности Налоги

Переложение налогового бремени Бюджетный дефицит

- первичный

- структурный

Бюджетный профицит (излишек) Монетизация дефицита Эффект вытеснения Мультипликатор сбалансированного бюджета

Теорема Хаавельмо Дискреционная налогово-бюджетная политика Автоматическая налогово-бюджетная политика Автоматические стабилизаторы Государственный долг

Рефинансирование государственного долга

Дефолт

Теорема эквивалентности Рикардо-Барро

fiscal policy government budget

fiscal federalism

taxation

benefits, principle of taxation

ability -to-pay, principle of taxation

taxes

direct taxes

indirect taxes

tax rate

marginal

average

Laffer curve

tax shifting

budget deficit

primary

structural

cyclical

actual

budget surplus

monetization of deficit «crowding out» effect

balanced budget multiplier Haavelmo theorem

discretionary fiscal policy

automatic fiscal policy automatic stabilizers national debt external internal

refinancing the national debt

default

Ricardian-Вагго equivalence theorem

502 Глава 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к гл. 22

Таблица П 22.1

Реализация правил налогово-бюджетной политики по странам






Цель, или

максимальная

задача

Период действия

Инструмент введения

Правительствен­ный уровень

Плата за несоблюдение

Нидерланды

Ограничения в отношении структурного дефицита

1961-74

Политика правительства

Центральное правительство

Степень доверия

Члены

Европейского

Союза

Среднесрочное

общее

балансирование

Ежегодное

офаничение

дефицита (3%

от ВНП)

С 1997 1.

Международный договор1 (стадия 3 Э к о н о м и ч ее кого и валю того Союза)

Наднациональ­ные органы управления

Степень доверия

Финансовая (с 1999 г.)

США

Ежегодное

общее

балансирование

Проект

Кон ститу ционная поправка

Федеральное правительство

Юридическая

Коста Рнка

Ежегодное ограничение дефицита (!% от ВНП)

Проект

Конституционная поправка

Общественный сектор

Юридическая

Швейцария

Балансирование а соответствии с циклом

Проект

Конституционная поправка

Федеральное правительство

Степень доверия

Новая Зеландия

Среднесрочное

операционное

балансирование

С 1994 [.

Положения закона

Общественный cetnop

С re пень доверия

Германия

Ежегодное балансирование счета текущих операций

С 1949 г.

Конституционная поправка

Федеральное правительство и правительства административ­ных единиц

Юридическая

Япония

Ежегодное балансирование счета текущих операций

1946-75 и предлагается с 2003

Положения закона

Центральное правительство

Юридическая

США

Ежегодное балан сирование счета текущих операций

Различные периоды

Констнту ционная поправка

Правительства административ­ных единиц

Юридическая

Канада

Общее

балансирование

или

офаничение

дефицита

С 1993 г.

Положения закона

Правительства адчинисгратив-ных единиц

Юридическая

Индонезия

Отсутствие внутренних займов

С 1967 г.

Политика правительства

Наднациональ­ные органы управления

Степень доверия

Члены

Европейского

Союза

Отсутствие займов у центральною банка

С 1994 г.

Международный договор (стадия 2 Экономического и валютного Союза)

Наднациональ­ные органы управления

Юридическая

Включая Пакт о стабильности и экономическом росте и документы Европейского Совета.

^ Налогово-бюджетная система

503

Продолжение таблицы П 22.1



Аргентина. Канада, Чили, Эквадор. Венгрия. Япония. Перу. США

Отсутствие займов у центрального банка

Различные периоды

Различные

Наднациональ­ные органы управления

Юридическая

Члены эоны франка CFA (Договор о финансовом сотрудничестве в Центральной Африке)

Займы у

центрального

банка в

пределах 20%

от

прошлогодних

доходов

С 1973 г.

Международны й договор

Наднациональ­ные органы управления

Финансовая

Бразилия.

Египет,

Морок ко.

Филиппины.

Словацкая

Республика

Займы у центрального банка в пределах фиксированной доли от прошлогодних доходов

Различные периоды

Различные

Наднациональ­ные органы управления

Юридическая или степень доверия

Члены

Европейскою С окна

Ограничения в отношении обшего долга (60% от ВНП)

С 1997 г.

Μ еж ду н ародны й договор (стадия 3 Экономического и валютного Союча)

Наднациональ­ные органы управления

Юридическая

Источник: Kopits G., Symansky S. Fiscal Policy Rules. Occasional Papers 162. IMF. 1998. p. 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к гл. 22

^ Анализ кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики с помощью модели «IS-LM»

(приложение 2 используется и для гл. 20)

Известные ученые Джон Хикс (Великобритания) и Элвин Хансен (США) разработали на базе кейнсианской теории стандартную равновес­ную модель рынка. Общее равновесие на реальном и денежном рынке ис­следуется с помощью аппарата кривых «IS-LM».

Кривая IS (Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (ре­альном) секторе хозяйства и о ней уже шла речь в гл. 18. Эта кривая соеди­няет множество точек, представляющих собой комбинации ставки процен­та r и уровня реального дохода Y, при которых рынок товаров находится в равновесии. С помощью алгебраического решения системы кейнсианских уравнений, характеризующих равновесие на рынке товаров, Дж. Хикс по­казал следующее: если на графике по вертикальной оси откладывается ве-

504

Глава 22

личина реальной ставки процента, а по горизонтальной оси - уровень ре­ального дохода, то кривая 75 должна быть наклонена с северо-запада на юго-восток. Это означает, что, чем меньше уровень реального дохода, тем выше должна быть реальная ставка процента, чтобы рынок товаров оста­вался в равновесии.

Кривая LM (liquidity-money) характеризует равновесие в денежном сек­торе экономики и является геометрическим местом множества точек, пред­ставляющих различные комбинации ставки процента r и уровня реального дохода Y, при которых денежный рынок находится в равновесии (при задан­ном количестве денег Ms и неизменных ценах). Алгебраически кривая LM была выведена из уравнений, характеризующих кейнсианскую модель де­нежного рынка. Уравнение кривой LM записывается как М/Р = L(r, Y), т. е. реальное предложение денег М/Р равно спросу на деньги L, зависящему от уровня процентной ставки и дохода. Дж.Хикс показал, что графически кри­вая LM должна быть наклонена с северо-востока на юго-запад. Это свиде­тельствует, что рынок денег будет в равновесии, если увеличению реаль­ного дохода будет соответствовать более высокая ставка процента.

^ Рис. I. Построение кривой LM


Графическое выведение кривой LM показано на рис. 1. Анализ начнем со II квадранта. В нем показана положительная зависимость между



^ Модель «IS-LM»

505

транс акци о иным спросом на деньги и спросом на деньги из предосторож­ности, с одной стороны, и реальным национальным доходом (Y), с другой стороны. Квадрант III показывает, как распределяется общий спрос на деньги: какая его часть хранится для совершения сделок и из-за мотива предосторожности, а какая - остается на спекулятивные цели (см. формулу 10 в гл. 20). Квадрант IV показывает график спекулятивного спроса на деньги как убывающую функцию ставки процента. Наконец, в квадранте I изображена кривая LM, которая показывает различные сочетания ставки про­цента г и реального дохода У, при которых денежный рынок находится в равновесии. Другими словами, в каждой точке кривой ZAf общий спрос на деньги (L) равняется заданному фиксированному предложению денег (Af).

Допустим, что при равновесном реальном доходе Г (см. квадрант II), трансакционный спрос на деньги и спрос на деньги из-за предосторожнос­ти Мт равен величине Мт 1 Тогда из общего спроса на деньги на спекуля­тивные цели остается Mri при процентной ставке г1 Это определяет точку Е в квадранте I. Аналогичным образом, при равновесном доходе Y2 трансакционный спрос на деньги и спрос на деньги из-за предосторожнос­ти равен М7^. В квадранте III определяем, что спекулятивный сирое на деньги составляет Af2 а в квадранте IV устанавливаем, что этому спеку­лятивному спросу соответствует реальная процентная ставка r2. Это опре­деляет точку Г в квадранте 1. При желании, действуя таким же образом, можно определить еще ряд точек, отражающих равенство спроса на день­ги и их предложения.Соединяя точки Е и Т (а также другие аналогичные точки) в квадранте I, получаем кривую LM (в нашем случае, так же, как и в гл. 18, мы сделали допущение, что кривая LM является прямой линией).

Кривая LM, также как и кривая ^ IS, не является графиком функции ре­ального дохода от ставки процента, а показывает только такое изменение реального дохода при изменении ставки процента, которое позволяет под­держивать равновесие на денежном рынке. Кривая LM имеет положитель­ный наклон к горизонтальной оси, что характеризует прямую зависимость между экономическими переменными: для сохранения равновесного состо­яния необходимо, чтобы при увеличении процентной ставки реальный до­ход также возрастал, так как рост процентной ставки снижает спрос на деньги, а увеличение реального дохода повышает спрос на деньги, компен­сируя падение спроса на ликвидность.

Модель «IS-LM» позволяет вывести уже известную нам кривую сово­купного спроса ^ AD, которая изображается в системе координат «общий уровень цен - реальный объем производства». Если уровень цен Р возрос, то кривая LM смещается влево {так как уровень цен входит в уравнение LM), а кривая IS остается неизменной (при прочих равных условиях). Но­вое равновесие в данной модели устанавливается при более высокой про-

506

Глава 22



центной ставке и более низком уровне реального дохода. Следовательно, при повышении общего уровня цен реальный доход начинает понижаться. Эта зависи­мость показана на рис. 2 (нижняя часть), который связывает модель «IS-LM» с графиком совокупного спроса AD.

Модель «1S-LM» можно с успехом применить к анализу общего равнове­сия и результатов проведения макроэко­номической политики.

^ Рис. 2. Равновесие в модели «IS-LM» (верхняя часть) и связь с моделью «AD-AS» (нижняя часть)

Равновесному состоянию одновре­менно реального и денежного секторов экономики соответствует точка пересе­чения кривых IS и LM. Этой точке соот­ветствуют такие значения равновесного дохода Y* и равновесной процентной ставки r*, при которых выполняются условия равновесия как на рынке това­ров и услуг, так и на денежном рынке. Кривые IS и LM изображены для задан­ного уровня реального предложения де­нег в экономике, т.е. предполагаются фиксированные цены. Кроме того, кон­стантами являются такие переменные, как уровень государственных расходов и налогов.

На рис. 2 (верхняя часть) показано равновесие в модели «IS-LM». На рисунке видно, что при заданном положении кривых IS и ^ LM (при прочих равных условиях) существует единственно возможные значения реального дохода Υ и процентной ставки r, когда оба сектора экономики находятся в равновесии.

Рассмотрим с помощью модели «IS-LM», как различные варианты мак­роэкономической политики влияют на изменение равновесного состояния в экономике.

Допустим, что правительство проводит стимулирующую налогово-бюд­жетную политику: увеличивает государственные расходы и снижает нало­ги. Это приводит к смещению кривой IS вправо, тогда как кривая LM оста­ется неизменной. Такая ситуация показана на рис. 3. Для сохранения рав­новесия в реальном и денежном секторах теперь требуется более высокая процентная ставка и больший уровень реального дохода. Как мы знаем, при

^ Модель «IS-LM»

507

росте государственных расходов AG, реальный доход в экономике должен увеличиться на величину AG % ]Д - МРС, т. е. проявляется мультиплика­ционный эффект. Поэтому первоначально, при той же самой процентной ставке, новое равновесие установится в точке E2,. Однако, в этой точке на­блюдается избыточный спрос на деньги, что вызывает повышение процен­тной ставки. Этот рост процентной ставки продолжается до уровня, соот­ветствующего точке Е1 когда исчезнет избыточный спрос на деньги. Одна­ко точке E1, соответствует более низкий (по сравнению с точной E2) уровень реального дохода. Мультипликатор совокупных расходов не может про­явиться в данном случае в полную силу из-за уже знакомого нам эффекта вытеснения, который заключается в том, что рост процентной ставки при­водит к сокращению частных инвестиций и частного потребления. Как по­казывает рис. 3, несмотря на эффект вытеснения, совокупный спрос растет от уровня Y*о до уровня Y*j



^ Рис. 3. Эффект стимулирующей налогово-бюджетной политики

В модели «AD-AS» аналогичный рост совокупного спроса иллюстрирует­ся смещением кривой АЛ вправо, что позволяет увеличить реальное произ­водство при том же самом уровне цен. Однако, всегда ли мы будем наблюдать прирост равновесного объема производ­ства? Это зависит от конфигурации кри­вой AS и от положения точки пересече­ния этой кривой с кривой АЛ. Если кри­вая АЛ пересекает кривую AS на ее вер­тикальном отрезке (классический отре­зок), то рост совокупного спроса ведет исключительно к росту цен, в то время, как равновесный объем производства не меняется. Модель «IS-LM» характеризует- краткосрочный период, когда цены в экономике фиксированы. Это соответствует горизонтальному (кейнсианско-му) отрезку кривой AS. Если кривая АЛ пересекает кривую AS на этом го­ризонтальном отрезке, то рост совокупного спроса целиком трансформиру­ется в рост равновесного объема производства.

Допустим теперь, что правительство проводит стимулирующую кредит­но-денежную политику: увеличивает денежное предложение или понижает учетную ставку процента. Как это повлияет на изменение равновесия ре­ального и денежного рынков?

Поскольку величина денежной массы ^ М входит в уравнение кривой LM, то модель «IS-LM» отразит рост М путем смещения вправо кривой LM, при

508

Глава 22

том, что кривая ^ IS останется неизменной. На рис. 4 показано, что первона­чальное равновесие в экономике устанавливается в точке А при уровне ре­ального дохода Y*o. Рост предложения денег при неизменности цен вызы­вает увеличение реальных запасов денежных средств М/Р и, как утвержда­ется в теории предпочтения ликвидности, приводит к понижению процен­тной ставки с r0 до уровня r1 Кривая LM смещается вправо в положение LM1 и это ведет к росту реального дохода с Y*o до Y*1,.

Так же, как в случае проведения налогово-бюджетной политики, резуль­таты стимулирующей кредитно-денежной политики зависят от конфигура­ции кривой совокупного предложения. Если в модели «AD-AS» кривая AD пересекает кривую AS на ее вертикальном отрезке, то рост предложения денег и смещения кривой LM приведут к росту общего уровня цен. Это, в свою очередь, вызовет сокращение реальных денежных запасов М/Р и сме­щение кривой LM влево, что возвращает ее в прежнее положение. В таком случае, следовательно, не будет происходить роста реального дохода Y,

Рассмотрим три частных и исключительных случая изменения равнове­сия в модели «IS-LM». Эти случаи иллюстрируют разные концепции обще­го макроэкономического равновесия.

^ В первом случае кривая LM проходит вертикально, т. е. спрос на деньги характеризуется абсолютной нечувствительностью к изменению процент­ной ставки. Спрос на деньги, в таком случае, определяется только трансак-ционным мотивом. Считается, что данный случай отражает радикальный взгляд монетаристов по поводу того, что уровень реального дохода зави­сит исключительно от реального предложения денег.

На рис. 5 видно, что в данном случае стимулирующая кредитно-денежная политика будет очень эффективна: при росте предложения денег кривая LM сместится вправо, а равновесный уровень реального дохода возрастет с Y*о

^ Рис. 4. Эффект стимулирующей Рис. 5. Эффективность экономическси

кредитно-денежной политики в случае вертикальной

политики кривой LM

^ Модель «IS-LM»

509

до Y*r Если же проводится стимулирующая налогово-бюджетная политика, то она не приведет к росту реального дохода из-за проявления эффекта вытес­нения в полной мере (а не частично, как было рассмотрено ранее).

^ Во втором случае кривая LM проходит горизонтально, т. е. спрос на деньги характеризуется абсолютной эластичностью относительно процен­тной ставки. В таком случае, увеличение предложения денег не приводит к росту реального дохода. Считается, что подобная ситуация существовала в США в годы Великой Депрессии (1930-е гг.) и именно такое объяснение неэффективности кредитно-денежной политики было предложено Дж.М.Кейнсом. При очень низком значении процентной ставки весь при­рост предложения денег поглощается спекулятивным спросом на деньги. Процентная ставка остается неизменной и это приводит к тому, что попыт­ки правительства увеличить реальный доход методами кредитно-денежной политики остаются безуспешными: инвестиции и доход не изменяются. Этот случай назван экономистами «ликвидной ловушкой». Только фис­кальная политика может вывести экономику из кризиса: эффект вытесне­ния в этом случае совсем отсутствует, как показано на рис. 6.

^ В третьем случае кривая IS проходит вертикально, т.е. мы наблюдаем «инвестиционную ловушку». Это может произойти только в том случае, когда потребление и инвестиции не реагируют на изменение процентной ставки, т.е. их эластичность по отношению к процентной ставке равна нулю. При этом допустим, что кривая LM имеет обычный вид восходящей кривой. На рис. 7 показано, что в таком случае налогово-бюджетная поли­тика будет исключительно эффективна. Эффект вытеснения отсутству­ет, так же, как в предыдущем случае, а мультипликатор совокупных расхо-










Рис. 6. Эффективность экономической

политики в случае горизонтальной

кривой LM

Рис. 7. Эффективность

экономической политики при

вертикальной кривой IS

510

Глава 2i

дов действует в полную силу. При увеличении государственных расходов и снижении налогов кривая IS0 смещается вправо в положение IS1, а реаль­ный доход увеличивается с Y*о до Y*1 В таком случае, кредитно-денежная политика будет, наоборот, неэффективна и ее проведение не повлияет на совокупный спрос.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что модель «IS-LM» может успешно использоваться при анализе макроэкономической полити­ки. Правительство способно путем изменения таких экономических пере­менных, как государственные расходы (G), налоговые поступления (T) и денежная масса (M) добиваться стабилизации развития национальной эко­номики. Это означает, что правительство может смягчать циклические ко­лебания, вызванные резкими изменениями совокупного спроса или сово­купного предложения. Для эффективного проведения налогово-бюджетной или монетарной политики правительству необходимо представлять себе конфигурацию кривых IS и LM, оценивать возможность попадания эконо­мики в «ликвидную» или «инвестиционную ловушку». Действия «на гла­зок», без серьезной макроэкономической обоснованности правительствен­ных программ могут лишь дестабилизировать национальное хозяйство.

^ Основные понятия:

Модель «IS-LM» IS-LM model

«Ликвидная ловушка» liquidity trap

«Инвестиционная ловушка» investment trap


4972346255954786.html
4972427069448073.html
4972581625968969.html
4972700375795517.html
4972782358701574.html