«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ватинская осш»


«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».


Христос-Спаситель.

Кто же может сделать исцеление человеческой природы возможным?


^ Мудрые мысли:

«Спасение человечества Христом было заложено в надвременной сущности человечества).(Д.С. Лихачев).

«Не судить пришел в мир, но спасти мир» (Иоанн 12:47).

«Сын человеческий не для ого пришел, чтобы ему служили, но чтобы отдать душу свою для искупления многих» (Марк 10:45)


Две тысячи лет тому назад совершилось величайшее чудо, раскрылась тайна благочестия: всевышний Бог в лице Единородного Сына Божия сошел в наш мир и стал человеком. Чтобы не испепелить людей Своей Божественной природы, Сын Божий скрыл ее под покровом человеческой плоти. Так, невидимый становится видимым, неосязаемый – осязаемым, непознаваемый – доступным познанию. Кроме Божественного всемогущества в общении с Христом люди узрели в Нем еще нечто очень ценное для себя в нравственном отношении - Его духовные качества и святость. В земной жизни Спасителя раскрылся перед людьми весь спектр Его добродетелей: Его чуткость, сострадание, смирение, кротость, послушание Отцу, стремление к правде, совершенная чистота и святость, бескорыстие, мужество, терпение и, в особенности, - безграничная Любовь. Почувствовав силу Христовой любви, ап. Павел так описывает свойства этой добродетели (эти слова надо знать наизусть, это-классика): «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13, 4-8). Так, Христос Своей жизнью и делами явил нам нравственные совершенства Бога, то, к чему мы должны стремиться в духовном плане.

^ Бог Слово воплощается добровольно. Но с какой целью?

Каждый раз мы встаем перед вопросом, откуда взялось такое учение? Оказывается Бог Слово воплощается на страдания и на смерть, но не случайную и не бессмысленную, а на добровольную. Он заранее говорит это своим ученикам, но слова Его не вмещаются в них. Они не могли понять, что с Ним может это произойти. И не могли этого принять до самого Креста.

Господь Иисус Христос, как совершенный человек и Сын Божий, добровольно (так как Он одним своим словом мог уничтожить всех врагов) принес себя в жертву через распятие на Кресте (эту сцену прочесть у М.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Булгаков так проникновенно раскрыл эту сцену, что создается впечатление, как будто он присутствовал при казни Христа). В работе «О жизни и смерти» Д.С.Лихачев высказал мысль, которую я повторю: «В целом, глядя на созданный Богом мир, следует сказать, что Бог заботился о своей «репутации». Заботился очень серьезно. Заботился о моральной оправданности своего творения. Говоря без шуток, с полной искренностью, именно христианство это заметило. Ибо оправдать сотворенные Богом страдания людей можно только было одним путем: путем собственного крестного пути. В истории Христа отражено что-то вечное, постоянно совершающееся. Бог не только две тысячи лет назад страдал на Кресте, - он страдает постоянно, всегда. Всегда Его бьют, поругают на дворе Пилата».

Крестная казнь была самая позорная, страшная и жестокая. Она была символом всей злобы человеческой и самым ярким обнаружением власти зла. Эта страшная казнь, придуманная человеком, вела людей к ненависти, злобе, ожесточению и смерти. Спаситель, претерпел позорную казнь на Кресте, умер, но и воскрес. Через Крест воссияла жизнь! Христос превратил Крест в вечную победу над злом и смертью. Господь освятил Крест Своею кровью и искупительным подвигом любви. Бог Слово воплощается из любви к человечеству, и эту любовь доказал Своим Крестом. Именно Крест явился доказательством этой любви. «Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного…» Через крестные страдания Спасителя человек убеждается, что Бог есть действительная любовь, а не просто пустые слова. «Бог Слово, Сын Бога Отца, для того и стал Человеком и Сыном Человеческим, чтобы сделать человечество богами и сынами Божими», чтобы Человека сделать Богом через соединение с Собой. Вот как – человека сделать Богом! Ты Сын Божий, Ты Божество, ты призван стать Богом по благодати! Вот к чему призывал Христос.


^ Домашнее задание: сцену казни прочесть у М.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в Библии (Иоанн 18:23-36), сравнить.


Христианское учение о спасении.

Мудрые мысли:


Спасение – это обновление души и уподобление Богу».

«Невозможное человекам, возможно Богу» ( От Луки 18:27).

«Бог для того стал человеком и сыном человечества, чтобы сделать человечество богами и сынами Божьими»


«Что для меня лично самое важное в православии? – спрашивал себя Д.С. Лихачев. - Православное (в отличии от католического) учение о триединстве Бога. Христианское понимание Богочеловечества и Страданий Христовых (иначе не было бы оправдания Бога) (к стати, спасение человечества Христом было заложено в надвременной сущности человечества). В православии для меня важна сама древность обрядовой стороны церкви, традициозность, постепенно отменяемая даже в католичестве. Экуменизм несет в себе опасность безразличия к вере.»76. (Лихачев Д.С.)


Мы снова обращаемся к высказыванию Д.С. Лихачева, которое ярко раскрывает христианские и вечные истины. «Спасение человечества Христом было заложено в надвременной сущности человечества». – указывает Дмитрий Сергеевич.

Это христианское учение о спасении занимает центральное положение христианского вероучения. Сам Христос называется Спасителем. Это центр, средоточение христианства. Только потому нам открыт догмат Святой Троицы, догмат о Боговоплощении – чтобы мы смогли правильно исповедовать Христа. Эти догматы нам нужны лишь постольку, поскольку нужно понять эту центральную истину христианства – о спасении. И надо отметить, что учение о спасении – это специфически христианская идея.

^ Давайте разберемся в следующих вопросах: О чем говорит христианство, когда говорит о спасении? Почему человечеству даровано Спасение? От кого и от чего Бог пытается нас спасти? В чем тайна спасения рода человеческого?

Спасение дано, чтобы защитить человека от дьявольского воздействия, которое воздействует из вне. Спасение как щит, который способен защитить от греха. К светлому человеку зло не прильнет. Оно говорит о нечто большем – о любви. Любовь – это богоподобное свойство, т.к. Бог есть Любовь. Христианство старается оторвать человека от временной земной жизни и подвести его к тому, с чем он обязательно встретится и от чего никуда не уйдет – к вечной жизни. То есть человек смог осмыслить эту земную жизнь и направить свою деятельность должным образом. Сама идея христианского учения о спасении заключается в том, что человеческая природа в грехопадении претерпела изменение, или повреждение. Представьте себе, как водолаз соединен с кораблем шлангом, а вокруг себя видит красивые кораллы, удивительной красоты подводный мир. И не хочет подниматься наверх, а ему дергают – давай поднимайся. А он берет и ножом отрезает этот шланг, который связывает его с кораблем. Освободился от зависимости, теперь он свободен! Но водная среда не для человека. Но вот вытащили его на поверхность, бедного. Но с ним уже произошли необратимые процессы – хотя он еще жив, но он уже непоправимо болен. Это примерный образ того, что произошло с человеком – он обрезал связь с Богом, и окунулся в материальный мир, враждебный для него. А существовать сам по себе в чуждой для него среде он не может. И существует только постольку, что Бог поддерживает его. Грехопадение и состояло в том, что человек отрезал этот шланг, который давал ему кислород жизни. Человек пережил великий стресс, ведь прервалась связь с Богом, энергией которого он питался, и второе – человек познал смерть. В результате произошли необратимые процессы – это падение человека, болезнь природы, повреждение природы. Человек стал смертным, тленным и страстным. «Язва, которая образовалась из-за падения Адама, объяла всего человека: и тело, и душу, овладела всеми свойствами, всеми силами его (Исаия 1.6). Эту великую язву Бог назвал смертью, когда воспрещал Адаму и Еве не есть плодов от дерева добра и зла (Быт.11,17). Прародители наши почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, в которой жил Святой Дух. Бог отошел от человека. Язва разлилась на весь род человеческий. Плоть стала не способна наследовать духовное, вечное, небесное. И это носит необратимый характер, все люди рождаются с этим. И никто не может от этого избавиться. И даже если кто-то избавился – он бы не смог это передать другим. До пришествия Христа многие понимали, что наступил тупик в развитии человеческого общества. Грех внес разлад в нашу человеческую природу, стал помехой на пути к совершенству. Яд греха оказался на столько силен, что никто из людей своими усилиями не может освободиться от него. Явилась необходимость прийти в мир Сыну Божию. Икона «Сошествие во ад».

Здесь мы видим, что Христос разрушил ту стену, которая отделяла Бога и человека. Христос подает руку помощи Адаму, рука которого ослаблено повисла. Ева же не смеет подать свою руку Богу. Ее руки прикрыты материей. Хочется привести в пример слова епископа Игнатия Брянчанинова «Бог низшел в дольную страну изгнания человека, чтоб вознести его в потерянное им горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться Богом, и от этого сделался по душе подобным дьяволу, по телу, подобным скотам и зверям: Бог соединяет тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из твоей души, самую заразу греховную. Ад, ввергнутый в душу дьяволом, и дарует тебе врачество на весь путь твой земной жизни для исцеления от греха, сколько бы раз не заразился им, по немощи твоей. Это врачество – исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить в себе жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить ему свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную». Замечательные слова! Я советую вам обращаться к чтению трудов святых отцов. Это кладезь мудрости. Христос не только научил правильно жить, но, приняв человеческую природу, Он влил в дряхлый человеческий организм свежую струю Божественной жизни и таким образом дал нам силы к нравственному возрождению. Естественно, что это подразумевает новую ступень нравственной свободы: свободы выбора между добром и злом; и небывалую близость к Богу. Цель эта настолько велика, что, естественно, человек поначалу боится ее, считает недостижимой для себя. Тем не менее, Бог помогает ему на пути к совершенству и постепенно возводит все выше и выше к себе. Человеческая жизнь – это постоянное восхождение по лестнице самосовершенствования. Мы отличаемся от той эпохи тем, что перед нами открыты двери спасения. Мы имеем способность, строить свою жизнь по замыслу Божьему. Христианство указывает на это как первый важный пункт, элемент того, что стоит перед человеком как непреодолимое препятствие. Однако человек предназначен к вечной жизни. Спасение состоит в том, чтобы освободиться от этой смертности, тленности и страстности, и подготовить свое сознание для вечной жизни. Это корень понимания – освободиться от этих трех вещей, от этого повреждения. Люди забыли, что они смертны, и как безумные устремились к тому, чтобы сейчас достичь всего, не понимая, что чем больше сейчас достигнешь, тем больше придется потерять со смертью. Чем больше человек имеет, тем больше он потеряет. Страдает ли человек, когда потеряет рубль? А когда в автоматы проигрывает свое состояние, все, что имеет? Надо задуматься о своей душе здесь, в земной жизни.

Итак, спасение неразрывно связано с процессом духовного обновления. Рай, в первую очередь, - это состояние обновленной души. Бог призывает нас в Свое Небесное Царство, там наша родина нам надо только приложить усилие, чтобы достичь его. Грех совратил нас на гибельный путь. Христос пришел, чтобы исправить поврежденное. Он помогает нам вернуться на правильный спасительный путь. Поэтому христианство – это не только учение, теория, сколько путь духовно-нравственного совершенствования, образ жизни. Бог обновляет наши души, лечит струпья наших страстей, просвещает разум, умиротворяет сердце, дает нам духовные силы, ведет нас за руку, помогая на каждом шагу. Но ОН не может, не нарушая нашей свободы, сделать нас добродетельными. Здесь необходимы наше желание и старание. Д.С.Лихачев в статье «О жизни и смерти» пишет: «Мы редко и слишком мало думаем о смерти. О том, что все мы конечны, что все мы здесь – на очень короткое время. Забывчивость эта помогает расцветать подлости, трусости, неосторожности… В человеческих отношениях важнее всего быть осторожным: не обидеть, не поставить другого в неловкое положение, не забыть обласкать, улыбнуться…».


^ Вопрос к классу: Христос ни от чего нас не освободил: ни от рабства, ни от эксплуатации, ни от несправедливых государственных структур, ни от болезни – почему?


О человеческой природе Христа. В чем суть Жертвы Христовой?


«Что для меня лично самое важное в православии? – спрашивал себя великий ученый. - Православное (в отличии от католического) учение о триединстве Бога. Христианское понимание Богочеловечества и Страданий Христовых (иначе не было бы оправдания Бога) (к стати, спасение человечества Христом было заложено в надвременной сущности человечества). В православии для меня важна сама древность обрядовой стороны церкви, традициозность, постепенно отменяемая даже в католичестве. Экуменизм несет в себе опасность безразличия к вере.»76. (Лихачев Д.С.)


Мы снова обратимся к высказыванию Д.С.Лихачева, чтобы ответить на данный вопрос.

Природа человека была повреждена. Христианство утверждает, что помочь человеку мог только Бог, Христос-Спаситель. Своим Крестом и Воскресением Христос воссоздал в Себе Самом воспринятую Человеческую природу, исцелил ее от тленности, смертности и страстности. И в Воскресении мы видим, что природа человеческая стала другой. Восстановив эту природу в Себе, Господь дал путь, средства – чтобы мы уже здесь имели возможность приобщения к этой природе. Это приобщение является залогом того, что все те, кто приобщился к ней – так же воскреснут и получат истинное бессмертие. В этом плане сущность христианства – в жертве Христовой, в результате которой Он воскресил, изменил человеческую природу, исцелил ее, сделал ее нетленной, бесстрастной, бессмертной. Суть Жертвы Христовой – это исцеление природы человеческой, а не избавление от вины и наказания. Сущность же православия – в вере в то, что Господь исцелил природу человека, воссоздал ее Своими Страданиями, и дал возможность нам приобщиться к этой новой природе. «Он взял на себя наши немощи и понес болезни» ( Пророк Исаия. От Матфея 2:15). Вот для чего нужны были страдания Христовы. Дмитрий Сергеевич в скобочках поясняет «иначе не было бы оправдания Бога».

Христианин – тот, кто нуждается в Спасителе от множества своих грехов, что сам без помощи Бога он не сможет победить в себе ветхое начало, стать новым человеком, честно посмотреть на себя. Отсюда – покаяние, обращение к Богу с молитвой, и еще большее смирение и познание своей греховности, и в таком смирении только – единение со Христом. А когда смирения нет, и не может быть любви.

^ Христос дал нам путь, средства, чтобы мы уже здесь на Земле имели возможность приобщения к Его божественной природе. Это приобщение является залогом того, что все те, кто приобщился к ней, так же воскреснут, как и Христос и получат истинное бессмертие. Он первенец из мертвых. За Ним последуют другие. Поэтому Христос – действительно Спаситель. Православие указывает, что суть Жертвы Христовой – это исцеление природы человеческой, а не избавление от вины и наказания. Так, когда болен человек, а мы ему скажем: «мы прощаем тебя за грех». А он скажет: «Мне не прощение нужно, а исцеление». Цель Евангелия – в изменении жизни человека. Все внимание направлено на изменение нравственного духовного состояния человека. Какая же должна быть жизнь, что является главным в этой жизни, какие опасности подстерегают человека в этой жизни? Суть спасения – состояние человеческой души, которое делает человека способным к принятию Бога. Спасение может быть достигнуто только при нравственно свободной решимости. Бог не может спасти меня без меня. «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Кто видит нужду в Спасителе от множества своих грехов. Тот, кто видит невозможность без помощи Бога стать тем, кем он должен стать, стать новым человеком. Надо честно посмотреть на себя. Надо стремиться идти в этом направлении, и тогда придет спасение.

Чтобы более хорошо понять, в чем христианский смысл спасения, надо понять, что страдания Христа – это страдания его человечности. Мы утверждаем, что Крестом мы спасены, а на Кресте было пригвождено человеческое естество Христа. Он страдал телесно и душевно – своей человечностью. Отсюда вопрос – какова эта человечность Христа, и как она могла быть тем средством, которое мы называем спасительным для нас? Господь воспринял на себя тленную, страстную и смертную и страстную человечность, но без родового греха. Т.Е. природа его была чиста, безо всяких духовных и телесных изъянов. С этой очки зрения становится понятно, зачем нужен был Крест. Не в воплощении произошло исцеление природы человеческой, а на Кресте. Страданиями Он исцелил человеческую природу, а не в самом акте воплощения. Лишь через Крестные страдания Он восстановил человеческую природу. Лев Великий: «Бессмертный Бог не возгнушался сделаться человеком, могущим страдать, и Бессмертный – подвергнулся закону смерти».

^ Жертва Христова.

Итак, сущность Жертвы Христовой православием усматривается в Кресте. Зачем нужен Крест, страдания до смерти? Что совершило грехопадение? Оно разъединило естество человеческое с Богом, с которым оно было единым. Но произошло искажение, повреждение природы, болезненность, которая стала той стеной между Богом и человеком, которая не давала человеку получить полноту божественного блага. И если бы уже в Воплощении произошло все исцеление, и Христос бы принял уже исцеленную природу – то не понятно, зачем нужен Крест. Господь воспринял смертную, тленную, страстную природу. Через страдания до смерти Христос сделал человеческую природу совершенной. Вот что произошло в Жертве Христовой – исцеление человеческой природы во Христе, не в нас, а в Нем. Христос через Себя и в Себе восстановил бывшее по образу и подобию. Именно в нем произошло исцеление человеческой природы, она стала бесстрастна, бессмертна и нетленна. Грязной ее делаем мы своим произволением. Грех входит в человека либо по его согласию, либо по его подготовленности его принять грех. Христос прежде всего велик тем, что он Совершил Жертву спасения человека, которую никто не мог совершить. И только благодаря этой Жертве человечеству открылся полный доступ к Богу.

^ Кому принесена Жертва Христова.

Когда мы говорим о Жертве Христовой, то на самом деле мы говорим, что она принесена тому, кто погибал и оказался спасенным. Ведь никто сам себе жертву не приносит. И человек – это богозданная природа, устроенная по божественным законам, это природа всего сущего. Когда мы грехом разрушаем свою природу – этим мы противимся Богу. Созидаем эту природу по заповедям – этим мы угождаем Богу. Жертва приносится Святой Троице – как? – через нашу природу. Жертва приносится через нашу природу, приносимая нашему спасению, приносимая нам – есть жертва Богу во Святой Троице.. Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. Человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас. Богом была принесена Жертва Любви. Божественная любовь совершила это. Именно Жертвой Христовой человечество получило возможность исцеления глубоко поврежденной природы, исцеление тленности, смертности и страстности как таковой. Только благодаря Жертве Христовой человек получил возможность, не только воссоединения с Богом изначально присущего человеческой природе, но и гораздо более высокого, ибо первоначальное состояние человека было «падательным». Адам пал. А конечное состояние человека будет «непадательным» не потому, что человек будет связан в своей свободе, но потому, что его духовное состояние будет находиться на таком уровне, что он будет неспособен отпасть от Бога в силу приобретенного глубочайшего смирения и на почве глубочайшей сильнейшей любви, что не позволит ему отпасть от Бога Ведь спасение – это такое состояние, когда уже невозможно грешить.

^ Почему необходимы были страдания Христовы.

Если для совершения Христом спасения понадобился Крест, и все страдания, и смерть, за которыми последовало воскресение – значит, подвижничество, подвиги, страдания, скорби – это нечто, имеющее глубочайший смысл в человеческой жизни. Христос показал это Своими страданиями. Почему же потребовался подвиг, почему Бог не мог Своей властью спасти? Он же всемогущий. Зачем нужно было воспринимать Богу человеческую смертную природу, зачем страдать? Зачем Крест? Д.С. Лихачев пишет в статье «О жизни и смерти»: «Ибо оправдать сотворенные Богом страдания людей можно было бы одним путем: путем собственного крестного пути. В истории Христа отражено что-то вечное, постоянно совершающееся. Бог не только две тысячи лет страдал на Кресте, он страдает постоянно, всегда. Всегда Его бьют, поругают на дворе Пилата».

Славянское слово страсть – это и есть страдания. Страсти приносят страдания человеку. Одни страдания могут проявиться сразу, другие – постепенно, и они закладывают основу, чтобы потом проявиться. Поэтому со страстями надо бороться сейчас, чтобы потом не было поздно.

Дело в том, что мир, созданный Богом, не есть следствие отвлеченной фантазии Божией или рационального осмысления, мысли, придумывания. Нет. Наш мир есть осуществление Божественных энергий. Эти энергии таковы, каковы они есть, и они не могут быть другими. Они – энергии Бога, а не чего-нибудь, и они отражают Его существо, Божие, проистекают из его существа. И мир поэтому – не просто творение Божие, а при этом и отображение Божие, образ Божий, и человек является образом Божиим. И очень важно, что законы существования мира и человеческой природы – это не придуманные Богом законы, а это то, что отражает Божественное существо. Энергии Божии неизменны, как и сам Бог. То есть энергии Бога выражают Бога, а Бог есть неизменяемый. Мир вечно меняется, законы – не изменяются. Энергии Бога и законы устроения мира не меняются. Вывод – что реальность нашего человеческого бытия, нашего мира такова, что любое повреждение, которое происходит в мире – происходит в нас. Что требуется для нашего исцеления и спасения? – труд, страдания, подвиг. Итак, любое повреждение, любое искажение для своего восстановления в целостности требует страданий. Любая болезнь. Таков закон нашего бытия. И это есть ни что иное, как одна из Божественных энергий, поддерживающая устроение нашего бытия. Изменить эти энергии Бог не может, потому что эти энергии выражают Его, а Он не изменяем. Он не может перестать быть Богом, не может изменить своих свойств. Поэтому фундаментальные законы нашего земного и человеческого бытия неизменны. Подвиг, страдания и страдания до смерти – это есть то неизменное, что не может изменить Сам Бог. По этой причине Бог Слово воспринимает человечность, и в этой человечности совершается подвиг, благодаря которому происходит восстановление поврежденного естества человека. Все доброе, спасительное, исцеляющее происходит через подвиг, через страдания. Нет страдания - нет исцеления. В духовном плане. Без подвига невозможно достичь святости, а святость – это исцеление. Хотя под словом святость многие из нас привыкли подразумевать нечто другое: вот я уже хорош (!), дальше некуда. Но сточки зрения христианской это совершенная ересь. Святость человеческая – это не есть приобретение каких-то совершенств. Все совершенство заключается лишь в степени исцеления, и по мере исцеления происходит все большее приобщение человека к Богу, человек становится способным воспринимать Дух Божий. Антоний великий говорит, что когда мы каемся и стараемся жить по заповедям, то соединяемся с Духом Божиим, а когда напротив, грешим, то отделяемся от Бога и соединяемся с демонами-мучителями. Итак, из людей никто не может изменить свою природу, это невозможно – и тем более сделать это еще и для других людей. И вот Бог соединяется с человеком, в его человечности происходит исцеление, и эта человечность становится родоначальником нового поколения людей.


4979275722522072.html
4979453263179217.html
4979631413854601.html
4979690090470000.html
4979895078699277.html