Предпроектная стадия



Предпроектная стадия

Часть I

Неотъемлемой частью предприятий нового тысячелетия станет придание боль­шей ценности, большего смысла всем процедурам и видам деятельности, про­исходящим внутри организации. Вследствие этого, им придется развить способ­ность меняться, оперативно реагировать на изменение обстановки, чтобы под­держивать свой профессионализм и наращивать опыт. Служащие на таких предприятиях, будут в большей степени партнерами, чем работниками по най­му, принимающими более активное участие в деятельности компании. Это пот­ребует создания новой структуры предприятия, способной обеспечить гибкость и мобильность, необходимые для выживания в новую эпоху. Такие ERP-системы, как SAP R/3, создают именно такую структуру с большим потенциалом для предприятий нового тысячелетия.

^ Компания SAP и ее продукт R/3

Компания SAP является ведущим производителем стандартного прикладно­го программного обеспечения, предназначенного для промышленных предприя­тий. За последнее десятилетие компания заявила увеличение объемов продаж и прибыли на 40% в год. Объемы продаж в 1998 году составили 8,47 миллиардов долларов. По заявлению SAP, в мире насчитывается более 10,000 клиентов SAP и более 19,000 успешных инсталляций продуктов SAP. По всему миру с систе­мами SAP работает более 1 миллиона пользователей. Согласно любому стан­дарту эти цифры впечатляют, прекрасно характеризуя дальновидность компа­нии, а также значительную роль компании на стремительно развивающемся, благодаря появлению Интернета, рынке информационных технологий.

Двумя основными разработками компании SAP являются программные продукты, именуемые R/2 и R/3. Система R/2 функционирует на мейнфреймах таких производителей, как IBM, Siemens и т. д. Система R/3, которая является вариантом предыдущей версии системы клиент-сервер, анонсирована в 1992 го­ду. Однако, после внесения ряда усовершенствований в версии 3.0 и 3.1, она стала ведущим продуктом компании, прибыли от которого составляют львиную долю общего годового дохода SAP. В этой книге термин «SAP» будет исполь­зоваться как в отношении компании, так и ее продуктов R/2 и R/3. Это не должно привести к путанице, потому что, контекст подскажет, какое именно значение имеется в виду в каждом конкретном случае. Также, если не будет иных оговорок, продукт SAP будет означать клиент-серверный продукт R/3.

Феноменальный успех SAP состоит в том, что системы SAP, при всей своей универсальности, могут быть легко адаптированы в соответствии с конкретными потребностями компании. Предприятия предпочитают го­товые пакеты программ — такие, как SAP, вследствие их гибкости и воз­можности реконфигурации с целью удовлетворения большинства требова­ний любой организации в какой бы то ни было отрасли. Система SAP может быть развернута на различных аппаратных платформах с сохране­нием всей своей обширной и интегрированной функциональности, гибкости в соответствии индивидуальным и специфичным требованиям компа­нии, и обеспечении независимости от конкретных технологий, применяемых в компании.

SAP реализует процессно-ориентированный (process-oriented) подход к предприятию. Знаменательно, что SAP с самого начала концентрировала свое внимание на разработке программного обеспечения для предприятия, интегрирующего все производственные процессы в масштабе предприятия. Кроме того, такая интеграция должна была явиться результатом примене­ния обработки данных в режиме реального времени, нежели обработки в пакетном режиме, доминирующей ранее. Также, компания довольно рано взяла на вооружение многоуровневую структуру архитектуры приложений в качестве фундаментального принципа проектирования, с помощью кото­рого можно реализовать наследуемую гибкость и открытость системы.

На каждом этапе своей истории SAP принимала смелые решения, приме­няя новейшие идеи и технологии в качестве основных стратегий для разработ­ки своих продуктов, даже если такие концепции еще не успели зарекомендо­вать себя на рынке. Например, с самого начала была принята концепция цент­рализованной базы данных предприятия, как и идея внесения обновлений в эту централизованную базу данных в режиме реального времени. Компания приз­нала истинность того факта, что графический пользовательский интерфейс (Graphical User Interface, GUI) стал в фокусе внимания задачи обеспечения взаимодействия между системой и пользователями задолго до того, как это ста­ло возможным благодаря новейшему оборудованию и технологиям без необхо­димости жертвовать таким критическим свойством системы как масштабируе­мость. Немаловажными пунктами в планах разработки и усовершенствования программных продуктов SAP являются такие аспекты, как интернационализа­ция продуктов, например, поддержка мультивалютности. С самых первых вер­сий, архитектура систем SAP подразумевала возможность поддержки множе­ства языков.

SAP представляет собой одно из лучших системных ERP-решений, пред­ставленных на рынке на сегодняшний день, наряду с немногочисленной группой других программ подобного рода. За последние несколько лет характеристики систем, носящих имя ERP (Enterprise Resources Planning — планирование ре­сурсов предприятия) приобрели довольно ясные очертания. В этой главе мы подробнее рассмотрим сущность ERP-систем и причину их доминирующего по­ложения в настоящее время.


^ Концепция систем планирования ресурсов в масштабе предприятия

Предприятие никогда не получает прибыли, соразмерной уровню его инвес­тиций в информационную систему (IS). Данный факт хорошо известен как парадокс производительности в IT-индустрии. Это реальность, с которой прихо­дилось мириться большую часть нашей профессиональной карьеры.

В течение нескольких последних десятилетий мы стали свидетелями верени­цы многочисленных методологий, инструментальных средств и технических приемов, зародившихся в этой индустрии, и оказавших огромное влияние на са­му суть и деятельность предприятий. Но среди этого беспорядочного движения, один факт остался незыблемым, а именно — недостаточное увеличение произ­водительности, вне зависимости от масштаба и характера компьютеризации.

Однако с самого начала существует еще одна основная проблема, состоя­щая в количестве действительно успешно завершенных и реализованных при­ложений. Большинство из них было написано во время программного кризиса, охватившего группы информационного сервиса в 80-х. Причин для этого было несколько:

В среднем, из общего числа IT-систем, находящихся в разработке, более половины прекращают свое существование, а из второй половины приблизи­тельно две трети идут в разработку. Половина этих систем так никогда и не ре­ализуется, а реализация другой четверти не доводится до середины. В свою очередь, из оставшейся четверти половина систем не способна обеспечить не­обходимый набор функциональных возможностей, и, вследствие этого, отбрако­вывается за ненадобностью. И лишь остаточная половина систем используется после внесения значительного количества модификаций, что влечет дополни­тельные задержки и издержки практически бесконечного процесса.

Одной из главных причин вышеперечисленных проблем являлась наследу­емая слабость стадии приема и анализа требований. Считалось, что на данной стадии невозможно собрать корректные и полные требования. В результате, за­вершенные проекты не предлагали всей обещанной полноты функциональных возможностей, вынуждая возвращаться к стадии дополнительного анализа и доработки. Процесс сопровождения и усовершенствования был практически бесконечным, и с течением времени все труднее реализовывался. Вследствие того, что индивидуумы меняются как со стороны разработчиков, так и пользо­вателей, системные требования менялись соответственно, продлевая весь про­цесс практически до бесконечности. Основная причина этого состоит в фунда­ментальном разрыве между людьми бизнеса и работниками IT/IS. Несмотря на попытки обеих сторон сократить этот разрыв, существует огромное расхож­дение между восприятием бизнес-пользователя и тем, что подразумевается сис­темным персоналом; оба класса людей говорят на абсолютно разных языках. Даже при использовании системным персоналом методологий и инструментов для дополнительных спецификаций и описаний, пользователи не в состоянии в полной мере ратифицировать документированные требования вследствие неос­ведомленности о таких инструментах.

Судя по проводимым исследованиям, от 50 до 80% ресурсов IT/IS расходу­ются на сопровождение приложений. Прибыли по отношению к инвестируемо­му капиталу в IT-отрасли были крайне низки в соответствии с любым стандар­том и уровнем ожиданий. При бюджетах IT/IS, значительно превышающих возможности большинства организаций, существовала настоятельная необхо­димость в радикально новом подходе, результатом которого явились бы удоб­ные и простые в использовании функциональные средства, разработанные на высоком профессиональном уровне и в установленные временные рамки. Это является своеобразной постмодернистской версией понятия «двух культур», введенного Ч.П.Сноу в середине прошлого столетия для обсуждения мира ис­кусства и мира науки.

Традиционный процесс реализации программных решений, включающий разработку приложений, характеризовался следующими особенностями:

Многие альтернативные стратегии были задуманы как Автоматизирован­ная Разработка Программного Обеспечения (Computer Aided Software Engineering, CASE) и прототипы, однако, ни одна из них не оказалась в состоянии преодолеть эти основные барьеры. В случае с CASE, существовали более точные условия для анализа и проектирования требований, и последующий про­цесс написания исходного кода, тестирования и создания документации был в зна­чительной степени автоматизирован. Большее количество времени, посвященное проработке и определению требований с участием конечного пользователя, имело своей целью получение системы, максимально удовлетворяющей действительным требованиям пользователя. С другой стороны, прототипы разрабатывались для адресного сбора требований путем прямого участия конечного пользователя в процессе их определения. В основном такое участие фокусировалось на внеш­нем дизайне экранов и проектировании отчетов, поскольку данные элементы мог­ли быть непосредственно визуализированы пользователем. Но ни одна из этих стратегий в действительности не разрешила проблему. ERP-системы оперируют абсолютно иным подходом, предоставляя наиболее полный и всеобъемлющий спектр функциональных возможностей внутри системы. При использовании систе­мы персоналу компании нужно лишь отбирать то, что требуется на данный мо­мент. Таким образом, ERP-системы способствуют значительному сокращению всего процесса приема требований. Традиционный жизненный цикл проекта, состоящий из анализа, проектирования, разработки, тестирования и реализации, трансформировался в цикл реализации ERP-программы, включающий стадии определения требований, анализа расхождений, конфигурации и адаптации, тес­тирования и реализации. На рис. 1.1 приведен сравнительный анализ затрат на разработку ERP-программ и традиционного программного продукта



Рис. 1.1. Сравнение затраченных усилий на разработку ERP и традиционного способа разработки программных продуктов.

В конечном счете, это привело к ERP-революции, что мы сейчас и наблюдаем.

В отличие от традиционных систем, ввод в действие ERP-системы подразу­мевает внедрение всеобъемлющих, заранее спроектированных приложений, ха­рактеризующихся:

Что такое ERP?

Итак, что такое ERP? Единого мнения о том, что стоит за этим понятием, нет. Еще большие споры возникают вокруг составляющих ERP-системы, методов ее использования, потенциального роста производительности труда, влияния на организацию работы в целом, сопутствующих затрат, необходимости найма сотрудников и того, чему этих сотрудников надо обучать. Характеристики ERP не ограничиваются продуктами ERP и соответствующими инструментами, представ­ленными на рынке; кроме того, совершенно ясно, что ERP — это не технология, не метод и не логическая организация. Есть все основания, чтобы предположить, что определение ERP, описанное в данной книге, будет постоянно расширяться в бу­дущем (см. раздел «Анатомия ERP-системы» в главе 2). Несмотря на все обилие толкований, ERP можно с уверенностью определить следующим образом:

Пакет прикладных программ «Планирование Ресурсов Предприятия» (Enterprise Resources Planning, ERP) это комплект заранее спроектированных, взаимосвязанных и готовых к внедрению прикладных модулей, которые обслу­живают все деловые функции предприятия, при этом компоненты, их функци­ональность, легко могут быть сконфигурированы, перенастроены с учетом тре­бований и нужд конкретного предприятия. Такой пакет ПО обеспечивает интегрированную в масштабе всего предприятия процессно-ориентированную работу с потоками информации в режиме реального времени.

Система ERP способна охватить всю деятельность предприятия и все же ос­таваться достаточно гибкой, потому что в сердце такой системы находится хра­нилище данных типа CASE, которое содержит детальную информацию обо всех заранее разработанных приложениях. Эти данные включают в себя все единицы информации, таблицы и программы, на основе которых работает сис­тема. Например, версия SAP 4.0B содержит более 800 определений процессов, хранимых примерно в 8000 таблицах хранилища. Они также имеют поддерж­ку вспомогательных подсистем, которые на постоянной основе обеспечивают управление, функционирование, безопасность и обслуживание операций в этом пакете программ.

Пакеты программного обеспечения, производимые на серийной основе, в особенности такие, как ERP, считались оптимальным решением для преодо­ления кризиса информационных технологий в 80-х годах. Причин для этого было несколько:

Десятилетие спустя компании, освоившие ERP, сообщают об опыте работы с такими системами. Опираясь на их опыт, можно утверждать, что таким ком­паниям действительно сопутствует успех в бизнесе. Теперь суть дела не в том, чтобы только изучить новую технологию; основная задача — применить эту но­вую технологию с пользой для дела и решить проблему инерции, страха перед переменами в масштабе всего предприятия или организации. Действительно, ERP обладает большим потенциалом для укрепления многофункциональности, согласованности работы, организации процессов и структуры, а главное — для повышения эффективности менеджмента на практике. В наши дни менеджер не задумывается, внедрять ERP или нет, менеджер задумывается над тем, ког­да внедрять ERP и какой пакет программ выбрать. По мере чтения этой кни­ги, у Вас не останется сомнений, что SAP R/3 — лучший среди других анало­гичных программных продуктов.

Успех систем ERP основан на принципе многократного использования. Этот принцип зародился еще на заре компьютерной эры, когда стало понятно, что слишком много программных кодов приходится писать и повторно переписы­вать. Довольно скоро в большинство языков программирования были включе­ны стандартные программы, то есть наборы кодов, которые можно было бы не­однократно использовать в авторской программе или группе программ. Появ­ление баз данных еще более облегчило повторное использование стандартных программ, что привело к колоссальному взлету в среде информационных тех­нологий. Похожим образом, появление компьютерных сетей позволило повтор­но использовать одни и те же программы с удаленных друг от друга компью­теров и рабочих станций.

Технология ERP перенесла концепцию многократного использования на функциональность приложений, входящих в стандартный комплект. Например, принцип работы SAP R/3 основывался на важнейшем обобщении, сделанном после наблюдений за работой предприятий одной отрасли. В системе SAP бы­ла создана стандартная база данных процессов, которые требуются в работе всех предприятий в определенной отрасли. В результате все, что требовалось от клиентов, пожелавших внедрить SAP — выбрать из этой базы те процессы, которые были нужны для их конкретных нужд. Если раньше, при использова­нии традиционных методов разработки и внедрения программных продуктов (Software Development Life Cycle, SDLC), основная часть затрат приходилась именно на фазу разработки и внедрения, то с появлением ERP усилия и зат­раты свелись главным образом к фазе внедрения.

Хотя, на первый взгляд, стоимость внедрения продукта ERP кажется выше, чем у традиционных систем, внедрение ERP происходит быстрее, следователь­но, преимущества, которые дает подобная система, начинают приносить пользу значительно раньше. Знаменитая библиотека, состоящая из 800 лучших бизнес-процессов становится доступной благодаря SAP R/3 и позволяет, как из набо­ра строительных блоков, которые могут быть задействованы любым пользовате­лем, быстро и с минимальными затратами построить необходимую систему.

То, что предприятия, внедрившие ERP-системы не полностью, а только для части деловых функций и операций, не получили значительных преимуществ, остается признанным фактом, хотя исследований на этот счет не проводилось. Впервые в истории информационных технологий ERP-системы сделали очевидным тот факт, что деловые процессы и операции предприятия имеют го­раздо большее, фундаментальное значение, чем данные или информация, за­действованные в разных аспектах деятельности предприятия. Более важно, что ERP-системы подняли информационные технологии на качественно новый уровень — если раньше они были простым средством реализации стратегии предприятия, то сейчас они — значительная часть бизнес-стратегии как таковой.

Таким образом, ERP-системы положили конец многолетнему статусу ин­формационных технологий как вспомогательного средства. С другой стороны, сами информационные системы претерпели разительные изменения. Внедрение ERP-систем больше не составляет технологической проблемы — это является вопросом бизнеса, и они стали предвестниками новой смены роли информаци­онных технологий в работе предприятия. Причина появления этой книги — не­обходимость пролить свет на эти коренные перемены, затронувшие саму сущ­ность информационных технологий, их место в структуре предприятия. Ниже перечислены некоторые отличительные характеристики ERP:

Далее в этом разделе мы рассмотрим каждую из представленных характе­ристик; кроме того, необходимо обрисовать единую структуру, связывающую воедино все аспекты внедрения ERP. В разделе «Менеджмент через сотрудни­чество» я представлю унифицированную структуру для предприятия, где уста­новлена ERP-система и сотрудничество играет важную роль. Данная глава завершится обсуждением того, как ERP-системы, такие, как SAP R/3, обеспе­чивают создание новой организационной архитектуры, столь необходимой предприятиям нового тысячелетия.

^ Системы ERP превращают обычное предприятие в информационно-управляемое

Все компьютерные системы и бизнес-решения прошлого использовали ин­формацию, по большей части о прошедших событиях, исключительно в целях составления сводок и отчетности. Впервые в истории информационных техноло­гий, системы ERP стали рассматривать информацию как ресурс предприятия. Но, в отличие от традиционных ресурсов, ресурсы информации, предоставляе­мые ERP-системой, могут быть многократно использованы, они одновременно доступны для самых разных целей и им не угрожает потеря или порча. Впе­чатляющие результаты по увеличению производительности работы предприя­тий с ERP-системами в действительности заложены именно в этой способнос­ти ERP-систем использовать информацию как неистощимый ресурс.


4980965119121192.html
4981088978810371.html
4981241172233387.html
4981388085510488.html
4981586468112994.html