Отчет Центрального банка Российской Феде­рации был подвергнут тщательному анализу спе­циалистами фракции лдпр в Государственной Думе - страница 4

^ Наличное денежное обращение
Наличных денег в стране по состоянию на 01.01.97 г. находилось в обращении почти на 110 трлн руб. Это почти 53 млрд купюр. Вес этой де­нежной массы около полумиллиона тонн (и это без учета монет). Затраты только на изготовление этой денежной массы Банк России в своем отчете не приводит, но в нынешних ценах их можно оценить суммой в несколько десятков триллионов руб. При­чем эти затраты произведены в течение несколь­ких последних лет. Общие затраты банков на на­личное денежное обращение, включая и затраты на организацию банковской охраны, так как она связана по преимуществу именно с наличным де­нежным обращением, составляют, по оценкам, не менее 100 трлн руб. за год. А все затраты народ­ного хозяйства, связанные с наличным денежным обращением, составляют, видимо, от нескольких процентов до 10% всего валового продукта. Таким образом, наличное обращение есть необычайно до­рогостоящая вещь и ложится огромным бременем на всю экономику.

Во всем мире идет интенсивный процесс со­кращения наличного денежного обращения. По опуб­ликованным данным, в некоторых странах Запада (например, в Австралии) наличное обращение со­ставляет уже доли процента от общего денежного Оборота.

В России из общего денежного предложения в 126,3 трлн руб. 86% приходится на наличные день­ги. С учетом внутрибанковских расчетов и клиринга эта величина, бесспорно, будет меньше, но не очень намного.

Необходимо также учесть громадное количество наличной валюты, в основном долларов, находя­щейся в России. Если учесть, что сальдо по опера­циям населения с наличной валютой составило плюс 14,8 млрд долл. в 1995 г., 32,3 млрд долл. в 1996 г., то можно представить, какие громадные объемы наличной иностранной валюты обращают­ся в России. Можно предположить, что количество долларов в России сопоставимо с количеством долларов в стране-эмитенте — США. И хотя на­личная валюта в России запрещена для использо­вания в качестве средства платежа, реально она. конечно, очень широко в этом качестве использу­ется. По уровню наличного денежного обращения

Россия откатилась назад буквально на целую ис­торическую эпоху. И хотя Банк России и заявляет: "Одним из стратегических направлений развития платежной системы России является сокраще­ние наличных денег в обращении", — факты сви­детельствуют об обратном. В отчете не указано ни одного реального мероприятия, которое было бы осуществлено с этой целью. Наоборот, за 1996 г. наличная рублевая масса была увеличе­на на 25 трлн руб.

Если учесть, что практически все наиболее со­циально опасные преступления, связанные с наркобизнесом, коррупцией, торговлей оружием, заказ­ными убийствами, похищением людей и многим другим, осуществляются с использованием налич­ности, то именно обилие наличности и легкость до­ступа к ней и создают криминогенность общей си­туации в России. Наконец, нал служит главным сред­ством уклонения от налогов. Вот почему так низка собираемость налогов в России. Вину за разгул пре­ступности и бюджетный кризис в России по праву необходимо возложить на Банк России за его поли­тику насыщения страны налом в отсутствии эффек­тивных систем ограничения наличного обращения.

К созданию систем безналичного электронного денежного обращения Банк России проявляет пол­ное равнодушие. Важнейшему элементу современ­ной денежной системы в отчете посвящено бук­вально несколько строк: "Банк России изучал (! — прим. в. ж.) характер рынка платежных карт, дей­ствующие на нем системы, порядок эмиссии бан­ками платежных карт и их функции, степень и ха­рактер рисков, возникающих при расчетах с приме­нением платежных карт".

Изучать можно еще много-много лет, но если нет ни стимулов, ни интереса к созданию совре­менной денежной системы, то это простые отго­ворки. Более того, в российской банковской лите­ратуре ("Банковское дело", "Банкир" и др.) в пос­леднее время были предложены более адекватные российским условиям системы электронно-денеж­ного обращения, к которым Банк России не про­явил ни малейшего интереса.

Все более активную роль в России начинают играть западные платежные системы ("ВИЗА" и другие), которые становятся важнейшими кана­лами неконтролируемого перемещения денег че­рез таможенную границу России. По этому воп­росу в отчете вообще ничего не говорится. А это чрезвычайно опасные тенденции. Банк России и государство начинают терять контроль за движе­нием денег за счет внедрения в России и бес­препятственного использования как нерезидента­ми, так и резидентами западных платежных сис­тем. С помощью пластиковых карт можно легаль­но ввозить в Россию и вывозить из нее любые суммы денег. Вот почему всем платежным ба­лансам сейчас грош цена. Ведь важнейший ка­нал движения денег не находится вообще под контролем государства.

Необходимо в кратчайшие сроки начать созда­ние собственной российской электронной платеж­ной системы, связанной с мировыми платежными системами через контролируемый канал Банка России, и все западные платежные системы внут­ри России должны использовать исключительно этот канал. Наконец, в настоящее время на Западе интенсивно разрабатываются системы электронных наличных денег, которые лоббируются чуть ли не к первоочередному их запуску на территории Рос­сии. Но об этом Банк России хранит полное мол­чание, хотя запуск такой системы мог бы стать полной катастрофой для денежной и банковской системы России и привести к тому. что Россия станет главным центром легализации мировых кри­минальных капиталов.

Можно прямо утверждать, что именно Банк России своими действиями и бездействием несет значительную долю ответственности за тяжелое криминальное положение в стране и за бюджетный кризис в ней.

Необходимо срочно разработать мероприятия по резкому, в десятки раз, уменьшению объема наличного денежного обращения в стране.

Наиболее эффективным средством явилось бы снятие с наличных средств статуса государствен­ных денег с приданием им статуса неименных цен­ных бумаг (векселей, билетов, обязательств, депо­зитных чеков и т.д.) Казначейства России с огра­ничением использования этих денежных инструмен­тов исключительно в сфере мелкой или даже сред­ней розничной торговли с одновременным прида­нием статуса государственных денег Российской Федерации исключительно денежным средствам, находящимся на счетах в банках,

Это позволило бы резко — в десятки раз — уменьшить объем наличных денег в стране, декри-минализировать всю экономическую и обществен­ную жизнь, осуществить денаркотизацию страны и резко повысить собираемость налогов.

4996759496325638.html
4996878076700514.html
4996961850757945.html
4997011144433494.html
4997051293656732.html