Мухаметзяновой Гульназ Касимовны Количество часов: 1 час в неделю На учебный год: 33 часа пояснительная записка - страница 10




Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

Знать/понимать:

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании МО протокола Рассмотрено на заседании методсовета

Директор___Мустафин Ф.З. ______Мухаметова А.М. №1 от «__»____2010-2011 г. №1 от «__»____2010-2011 г.

«__»_______2010-2011 г. От «__» _______2010-2011 г. Руководитель МО ____Хазиева Г.Р. руководитель МС _____Гараева Р.Х.


^ Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Манзарас»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа

По искусстве в 8 классе

На основе примерной программы

На 2010-2011 учебный год

Мухаметзяновой Гульназ Касимовны


Количество часов: 1 час в неделю

На учебный год: 35 часа


^ Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2009/2010 учебном году в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов.

Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.

Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). В связи с тем, что в базисном учебном плане 2004 г. на изучение предмета отведено 17 часов вместо 35 часов, учебный материал по программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» изучается в уплотненном варианте.

Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой:

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.


^ Учебно-тематический план программы для 8 класса


№ п/п

Тема урока

Кол. час.

Формы контроля




«Современность в музыке»

10 ч.




1

Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке

1ч.




2

Автобиографическая соната Л. Бетховена

1ч.

Проектные задания

3

Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского

1ч.

Викторина по творчеству П.И. Чайковского

4

Взаимопроникновение музыкальных культур

1 ч.




5-6

Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского

2ч.

Викторина по творчеству М.П. Мусоргского

7

Связь времен в музыке

1ч.

Викторина по творчеству С.С.Прокофьева

8

Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом»

1ч.

Викторина по стилям музыки

9-10.

Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего»

2ч.

Защита проектов




II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»

7ч.




1

Танцевальная музыка – легкая или серьезная?

1ч.




2

Серьезная и легкая

рок-музыка

1ч.

Защита проектов

3

Истоки и современность джазовой музыки

1ч.

Защите проектов

4

Контрастные противопоставления в оперном жанре

1ч.




5

Слияние двух стилей в музыке симфоджаза

1ч.




6

Взаимодополнение легкой и серьезной музыки

1ч.




7

Взаимовлияние серьезной и легкой музыки

1ч.

Обобщающий урок-диспут




ИТОГО

17 ч.







^ Календарно-тематический план программы для 8 класса





Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный

материал урока

I четверть «Современность в музыке»

1




Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке

Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии.

Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха

1. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор

2. Б. Окуджава «Музыкант»

3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»

2




Автобиографическая соната Л. Бетховена

Автобиографичность «Сонаты №14» Л. Бетховена. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации.

Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма.

1. Л. Бетховен «Соната №14»

2. Песни о любви по выбору учителя

3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»


3




Взаимопроникно-вение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.

1.Викторина по творчеству П.И. Чайковского,

2. П.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть

3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»

4




Взаимопроникновение музыкальных культур

Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов.

1.Э. Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы №5»

2.И.С. Бах «Ария» из «Мессы» си минор

3. А. Петров, сл.  Шпаликова «Я шагаю по Москве»

5-6




Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского

Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки.

1.Викторина по творчеству М.П. Мусоргского. 2.М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»

3.М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

4.Р.н.п. «Исходила младешенька»

3. А. Петров, сл.  Шпаликова «Я шагаю по Москве»

7




Связь времен в музыке

Отличительные черты творчества Прокофьева С.С. Особенности жанра симфонии. Воплощение жанра симфонии в творчестве Прокофьева С.С.

1.Викторина по творчеству

С.С. Прокофьева

2.С.С. Прокофьев «Классическая симфония»

3.В. Митяев «Весеннее танго»

8




Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом»

Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников

1.Духовная музыка:

А. Бортнянский «Херувимская»,

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

2. Русская народная песня по выбору

3. Романсы по выбору

4. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»

5. Бардовская песня: С. Никитин

«Александра»

9-10




Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего»

Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?»

Музыкальные произведения по выбору учащихся

II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»

1.




Танцевальная музыка – легкая или серьезная?

Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.

1.М. Глинка «Вальс-фантазия»

2.А. Хачатурян «Вальс»

из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

3.И. Штраус «Вальс» по выбору

4.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»

2.




Серьезная и легкая

рок-музыка

Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики.

1.Рок-музыка: творчество «Битлз»

2.Эстрадная песня: Деланоэ-Паллавиччини «Чао, бомбино»

3.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»

3.




Истоки и современность джазовой музыки

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

1.Спиричуэлс «Молитва»

2.Л. Армстронг «Блюз Западной окраины»

3.Рок-н-ролл «Роллем Пит»

4.И. Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова

5. Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

6.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»

4.




Контрастные противопоставления в оперном жанре

Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя

1.Д.Верди. Песенка Герцога, финальная сцена из оперы «Риголетто»

2.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»

5.




Слияние двух стилей в музыке симфоджаза

Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина

1.Д. Гершвин «Концерт» для фортепиано с оркестром

2.Д. Гершвин «Голубая рапсодия»

3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе»

6.




Взаимодополнение легкой и серьезной музыки

Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов

1.Ж. Бизе «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен»

2.Р. Щедрин «Кармен - сюита»: «Вступление», «Хабанера», «Сцена гадания»

3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе»

7.




Взаимовлияние серьезной и легкой музыки

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Современные обработки классических произведений и фольклора.

1.Классические произведения в обработке современных исполнителей

2.И.С. Бах «Шутка» в исполнении ансамбля «Свингл Сингерс»

3.Ф. Шуберт «Аве Мария» в исполнении оркестра П. Мориа

4.Творчество В. Мэй

5.Творчество ансамбля «Русская песня»



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Знать/понимать:



Уметь:

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:



Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании МО протокола Рассмотрено на заседании методсовета

Директор___Мустафин Ф.З. ______Мухаметова А.М. №1 от «__»____2010-2011 г. №1 от «__»____2010-2011 г.

«__»_______2010-2011 г. От «__» _______2010-2011 г. Руководитель МО ____Хазиева Г.Р. руководитель МС _____Гараева Р.Х.


^ Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Манзарас»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа

По искусстве в 9 классе

На основе примерной программы

На 2010-2011 учебный год

Мухаметзяновой Гульназ Касимовны


Количество часов: 1 час в неделю

На учебный год: 34 часов


ПРОГРАММА "ИСКУССТВО" 9 класс

Программа "Искусство" направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений.

Представленная программа по искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю).

5039306143017792.html
5039410387074077.html
5039541977870882.html
5039689281090841.html
5039817540624413.html